Суицидальное поведение в настоящее время является одной из значимых общественных проблем. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, самоубийство является тринадцатой по счёту причиной смертности на земном шаре и четвёртой – для лиц в возрасте от 15 до 44 лет.

Ежегодно около миллиона человек добровольно уходят из жизни, суицид совершается каждые 40 секунд, но ещё больше людей, особенно молодого и среднего возраста, предпринимают суицидальные попытки. Наибольшее количество суицидов совершается осенью (в октябре) и весной (в апреле, мае). По возрасту пик суицидов приходится на 15-16 лет и практически не встречается у детей до 8 лет, больше склонны к суицидам мальчики. 92% детей и подростков, совершивших суицид, не состояли на учете у психиатра.

Ребенок может решиться на самоубийство, если он:

  • социально изолирован, чувствует себя отверженным;
  • живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм, личная или семейная проблема);
  • ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального;
  • предпринимал раньше попытки самоубийства;
  • имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
  • перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
  • слишком критически относится к себе.

В подростковом возрасте человек воспринимает смерть как что-то обратимое, как некий эксперимент. Во многом этому способствуют компьютерные игры, где у героя много жизней, и если он «погиб», то всегда можно его «оживить».

За компьютером современные подростки проводят в среднем 3 часа в день.

Кто-то меньше, кто-то больше, но чаще всего, родители не знают, чем их дети занимаются, сидя перед монитором, какие сайты они посещают в Интернете. Многие родители сами в Сеть не выходят и не обладают достаточной компьютерной грамотностью, чтобы контролировать детей в виртуальном пространстве. В некоторых семьях родители довольны уже тем, что ребенок сидит дома за компьютером, а не пропадает во дворе. Между тем, по словам психологов, Интернет для ребенка – это та же улица, а то и хуже.

Отключать ребенку Интернет совсем и лишать его источника информации не стоит. Нужно контролировать, чем занимается ребенок в Сети. К тому же, если ребенок все свободное время проводит у монитора, избегает живого общения, то стоит обратить на это внимание. Возможно, с ребенком уже что-то не так. 

Для подростков, склонных к самоубийству, характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Поэтому, когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других, предрасположенных к этому подростков. Иногда небольшие группы ребят даже объединяются с целью создания некой субкультуры самоубийств.

Еще один момент – эволюция школьной дедовщины – когда над «гадким утенком» издеваются не только в школе, но и в Сети, выложив туда его фотографию или видеоролик с его участием. Это так называемое «киберунижение», когда ролики с тобой снимают на мобильный телефон и выкладывают в сеть, где они становятся общедоступными.

Но основной причиной детского суицида является отсутствие у ребенка близкого человека, с которым можно было бы поделиться своими проблемами.

Если вы заметили склонность школьника к самоубийству, прежде всего:

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность, намерений и чувств, глубину эмоционального кризиса ребенка.

3. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.

4. Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора , но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

5. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.

6. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.

7. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться, в этой ситуации все средства хороши. 

Почему они это делают?

Пока общество задается вопросом, зачем подростки лезут в петлю и прыгают с крыши, психологи отмечают: главный вопрос – не зачем дети сводят счеты с жизнью, а в чем причина таких действий? И почему им никто вовремя не помог? Главное, что должны спросить взрослые сами у себя: как мы не заметили, что с ребенком что-то не так?

Есть общее правило, которое знают все врачи: обращайте внимание на необычное поведение ребенка. Если вдруг его поведение меняется, это повод задуматься и обязательно поговорить с ребенком.

В семье должна быть атмосфера доверия, родителям нужно общаться со своими детьми, интересоваться их увлечениями, это поможет выявить и предотвратить проблемы, при этом не нужно стесняться при необходимости обращаться к специалистам.